Слова экспертов, проводивших оценку рынка автокредитования, не отличаются оптимизмом. По информации аналитика Национального рейтингового агентства Вадима Тихонова, из-за повышения цен на автомобили и снижения платёжеспособности заёмщиков, взрыв просрочки неизбежен, которой также способствуют инфляция и ослабление рубля.
Почему растёт просрочка по автокредитам
Данные исследования, проведённого Национальной службой взыскания (НСВ), свидетельствуют о повышении задолженности россиян по автокредитам, которая достигла 42 млрд. рублей, что на 43% больше, чем в прошлом периоде. К концу 2014 года ожидается увеличение данной суммы до 50 млрд. рублей.
При этом темп роста просрочки по займам превысил тот же показатель объёма рынка автокредитования, который вырос на 34% и достиг 1,2 трлн. рублей.
111
Факторы влияния на невыплаты по автозаймам в 2013 году:
- Вследствие снижения доли продаж новых автомобилей в начале периода банки пошли на смягчение условий выдачи займов на покупку машин. По словам начальника управления по работе с сегментом розницы Абсолют-банка Антона Павлова, рост задолженности наблюдается в тех финансовых учреждениях, где плохо налажено функционирование системы оценки рисков при рассмотрении кредитной заявки.
- Увеличение мошенничества в данной области. По информации газеты «Известия» каждый седьмой автомобильный займ является обманным. Начальник управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов утверждает, что автоссуды являются интересным видом бизнеса для аферистов. Исправить ситуацию должен вступивший в силу закон «О залоге», дающий право банкам уведомлять нотариуса о возникновении обеспечения движимого имущества.
- Социальный фактор. По мнению аналитика по макроэкономике UFS IC Станислава Савинова, укрепление автокредитной задолженности связано с ухудшением финансового состояния населения. Доходы за 2013 год возросли лишь на 3,3%, что на 1,3 пункта ниже, чем в предыдущем периоде. Также наблюдался рост безработицы, число россиян, не имеющих постоянной службы, увеличилось на 365 тыс. человек. Плюс с каждым годом растёт закредитованность граждан, а, следовательно, и доля ежемесячного дохода, идущего на погашение ссуд.
- Также в 2013 году наблюдался спад продаж легковых автомобилей: было реализовано на 150,6 тыс. единиц меньше, чем в предыдущем периоде.
Однако произошёл подъём доли автотехники, приобретаемой за счёт кредитных средств, что, согласно высказыванию вице-президента НСВ Сергея Шпетера, объясняется ужесточением условий получения необеспеченных займов. Финансовые учреждения компенсировали снижение продаж в данной области за счёт роста доли выданных автомобильных ссуд, - уровень требований к оформлению остался прежним.
Лидеры задолженности по округам
Обзор НСВ повествует об увеличении объёма автокредитной задолженности, переданной в работу коллекторам. Так, данный показатель на начало 2014 года вырос на 13% и составил 25 млрд. рублей, к концу текущего периода ожидается повышение суммы просрочек, переданной специализированным агентствам до 33 млрд. рублей. Лидерами по данным показателям являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа.
222
В отчётном периоде наблюдалось увеличение среднего размера долга по автокредитам, который составил 443 тыс. рублей, что более чем на треть превышает аналогичный показатель за предыдущий год.
В Сибирском и Уральском федеральных округах средний объём задолженности является наивысшим по стране, третье место занимает Центральный район. По словам С. Шпетера, подобное увеличение сумм просрочек связано с ростом сроков передачи долгов коллекторам. Так, в 2012 году задолженность передавалась агентствам по прошествии 380 дней, в 2013 году – 608.
Ожидается, что автокредитные долговые портфели будут активно ликвидироваться финансовыми учреждениями, поскольку в соответствии с условиями Центробанка требуют создания дополнительных резервов, влекущих нагрузку на капитал.