В сети появилась информация, что половина всех приобретаемых в России машин оформляется в кредит. Данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ) подтверждают эту статистику - доля приобретенных через автокредит машин стремится к 49%.
На конец октября 2013 года есть сведения из вышеупомянутого бюро о том, что на данный момент действует более четверти миллиарда автокредитов на общую сумму 1,3 трлн рублей. При этом средний размер подобного целевого кредита на покупку транспортного средства составляет всего около полумиллиона.
Госсубсидия банков
С учетом поддержки государства в виде субсидирования банков, планируется, что в 2014 году доля покупаемых в кредит машин существенно перевалит за половину.
В среднем качество портфелей автокредитов разных банков растет, особенно изменения заметны в сравнении с 2011 и 2012 годом коэффициент просроченной задолженности значительно уменьшился.
Он определяется как соотношения остатка ссуд, по которым зафиксированы просрочки свыше 30 дней к общему объему кредитов с учетом отдельных отраслевых особенностей.
Мошенничество тоже растет
Развитие автокредитования – тенденция, несомненно, положительная. Но чем выше темп этого развития, тем больше в этой сфере возможностей для мошенничества.
Это специфические риски, так как часто при кредитовании под обеспечение в виде приобретаемой машины, банки не уделяют достаточное внимание оценке платежеспособности заемщика.
Для повышения стабильности сектора автокредитования нужны системные меры:
- общая база залогового имущества;
- доступ банков к данным ФНС и ПФС.
Это позволит уменьшить риск продажи залогового имущества без ведома кредитора и качественнее оценивать реальную способность справиться с выплатой кредита заемщика. Эти нововведения уже функционируют, но требуется решить вопрос с передачей Национальному бюро кредитных историй функций регистратора залогового имущества.