Содержание:
Ослабление национальной валюты в конце 2013 года стало причиной увеличения стоимости автомобилей. И если рубль продолжит дешеветь относительно «твёрдых» валют, то эта тенденция не изменится, что приведёт к наращиванию темпов автокредитования. Но процентная ставка по автокредиту отнюдь не снизится, а наоборот, будет только расти.
Последствия падения курса рубля
Обесценивание отечественной валюты привело к повышению цен на автомобили многих марок в пределах от 5% до 10%. И если курс рубля не отыграет свои позиции, то многие автолюбители не будут ждать, пока их рублёвые сбережения обесценятся совсем, а воспользуются услугами банка и приобретут авто в кредит.
По мнению экспертов, 2014 год ознаменуется бумом в области автокредитования. По их оценкам, более 50% всех автомобилей будут покупаться с помощью кредита.
Но для дилеров снижение курса рубля «сыграло только на руку»: продажи автомобилей увеличились. Директор аналитического агентства «Автостат» Целиков Сергей предполагает, что в ближайшем квартале будет наращивание темпов роста продаж автомобилей, особенно прошлогодних моделей.
111
Это обусловлено привлекательностью цен в пересчёте на евро и доллары. Многие, пересчитав рублёвые ценники, видят, что стоимость большинства машин прошлого года в долларовом эквиваленте выглядит намного выгоднее.
Например, цена авто в 700 тыс. руб. в начале прошлого года в пересчёте на доллары составила бы 30 тыс. дол., а в начале текущего года – чуть меньше 20 тыс. дол.
Прогнозы экспертов говорят об увеличении продаж машин бизнес-класса. Это связано с тем, что по статистике, владельцы дорогих автомобилей предпочитают менять их через каждые 3-4 года, а последний бум продаж в премиальном секторе авторынка наблюдался в 2010 году.
В итоге: вторичный рынок существенно пополнится дорогими моделями, а автокредит понадобится и для приобретения новых автомобилей премиум-класс, и для авто с пробегом, в том числе подержанных машин из Германии.
Но увеличение спроса на автокредит не приведёт к желаемому снижению процентных ставок, а наоборот, подтолкнёт их вверх.
Причины роста процентных ставок
Все нижеперечисленные факты приводят к увеличению риска для банков, что, в итоге, и вызовет повышение стоимости автокредита.
- Существенную долю среди огромного количества желающих получить автокредит могут составить «неблагонадёжные» заёмщики. Это те, кто не может официально подтвердить свою платёжеспособность, кто не задерживается долго на одном на рабочем месте, кто имеет немного испорченную кредитную историю или вовсе без неё. И, к сожалению, Национальное бюро кредитных историй (НКБИ) пока не может обеспечить банки исчерпывающей информацией обо всех заёмщиках и выданных кредитах.
- Пока не введена в действие общая база регистрации движимого имущества. В большей степени это отрицательно скажется на автокредитовании подержанных автомобилей.
- Банки так и не получили доступ к сведениям из Пенсионного фонда, налоговых инспекций, что позволило бы им иметь достоверные сведения о доходах потенциальных заёмщиков. Кредитные организации перестали доверять справке 2-НДФЛ, сейчас она для них просто формальность.
- Наращивание темпов инфляции неизбежно потянет процентную ставку вверх. А инфляция будет расти благодаря неустойчивому курсу рубля.
222
Но есть надежда на то, что автопроизводители вместе с банками, не желая потерять своих клиентов, будут вводить специальные кредитные программы с привлекательными условиями, чтобы заёмщики не уходили в банки с более низкими процентными ставками.
О таких намерениях уже заявила компания Volvo Car Russia.
Одним словом, объём продаж на российском авторынке в начале 2014 года будет весьма значительным. Но по мере роста стоимости автомобилей, сокращение спроса неизбежно.